КриминалистЪ. 2011. №2(9)


Страницы 22 - 28


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

События

Содержание

Шадрин В. С. Юбилейная конференция — веха в развитии Института и криминалистики

Смирнова С. А. Модернизация судебно- экспертной деятельности в связи с изменением правового положения государственных учреждений

Данилова Н.А. Перспектива развития криминалистики в современных условиях

Исаенко В . Н . Криминалистические аспекты деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве

Кустов А. М. Особенности механизма преступлений коррупционной направленности

Яловой О. А. Криминалистический аспект деятельности прокурора на досудебных этапах производства по уголовным делам

Буланова Н. В. Использование прокуро­ром криминалистических знаний при осуществлении надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования

Топильская Е. В. Тактика допроса членов организованных преступных групп при поддержании государственного обвинения

Коршунова О. Н. Современные криминалистические проблемы поддержания государственного обвинения

Кириллова Н. П. Структура частной методики поддержания государственного обвинения по отдельным категориям дел

Фотоматериалы конференции

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. ЧАЙКИ

Выступление директора Санкт-Петер­бургского юридического института (филиала) Академии Генеральной про­куратуры Российской Федерации Н. П. ДУДИНА

Выступление ветерана Санкт-Петер­бургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л. А. АНДРЕЕВОЙ

Фотоматериалы ученого совета. Кадры нашей истории

Поздравления

Рейтинг@Mail.ru


А.  М. КУСТОВ,
заведующий криминалистической лабораторией
Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор

 

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Криминалистическое обеспечение деятельности органов прокуратуры Российской Федерации — это система криминалистических знаний и основанных на них навыков и умений прокуроров и прокурорских работников использовать методы и методики, средства и рекомендации криминалистики в целях эффективного выполнения своих функциональных обязанностей в борьбе с преступностью.

Криминалистическое обеспечение правоохранительных органов и прокуратуры, на наш взгляд, может состоять:

из технико-криминалистического обеспечения;

тактико-криминалистического обеспечения;

методико-криминалистического обеспечения.

Методико-криминалистическое обеспечение предполагает разработку и использование частных криминалистических методик расследования преступлений и поддержания государственного обвинения в суде. В основе криминалистической методики лежит информационная модель в виде типовой модели механизма совершенного преступления. 

Основными элементами механизма преступлений, в том числе преступлений коррупционной направленности, считаются:

деятельность, реже — отдельные действия и движения субъекта преступного события (преступной группы, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, преступного сообщества) с учетом свойств, навыков и умений субъекта (свойств, навыков и умений членов групп);

комплекс (совокупность) действий, поступков и иных движений потерпевшего (жертвы преступления) с учетом его свойств и признаков;

комплекс (совокупность) действий, поступков и иных движений лиц, оказавшихся косвенно связанными с преступным событием;

отдельные элементы обстановки, используемые участниками преступного события, и предмет преступного посягательства.

Механизм коррупционных преступлений формируется (складывается) в три этапа:начальный, основной и завершающий. Все эти этапы — звенья единой цепи. В то же время каждый из них может рассматриваться в качестве целостного, относительно самостоятельного процесса, в известной мере автономного вида целенаправленной человеческой деятельности, сочетающей организационные, познавательные и конструктивные моменты.

Стр.22

Поскольку каждому этапу формирования механизма преступления соответствуют определенные процессы взаимодействия прямых и косвенных участников преступного события между собой и с окружающей средой, что, в свою очередь, закономерно обусловливает образование соответствующих материальных и интеллектуальных следов, следует рассмотреть их подробно.

Преступления коррупционной направленности — родовое понятие, объединяющее широкий спектр преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своего служебного, а также обусловленного им социального положения, личных связей в целях получения материальных либо нематериальных выгод для себя или иных лиц, в судьбе и благополучии которых они заинтересованы. Из этого определения видно, что основными признаками, позволяющими отнести то или иное деяние к преступлениям коррупционной направленности, являются:

специальный субъект преступления, в роли которого выступает  должностное лицо;

факт использования субъектом своего должностного положения, социального статуса или личных связей в ущерб интересам осуществляемой им государственной службы; 

корыстная мотивация действий, предполагающая преследование личных имущественных или неимущественных интересов (в последнем случае это может быть продвижение по службе, месть, реализация различных духовных  потребностей и т. д.), а также интересов иных лиц или организаций.

Важным признаком должностного лица является место его деятельности. Должностным лицом может быть признано только лицо, осуществляющее организационно-распоряди-тельные или административно-хо-зяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Начальный этап формирования механизма  преступлений коррупционной направленности.

 1. Действия будущих преступников. Преступник — это, как правило, специальный субъект (например, указанный в диспозиции ст. 315 УК РФ): представитель власти, государственный служащий, служащий государственного или муниципального учреждения. К ним примыкают лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В статье 290 УК РФ признаки субъекта преступления конкретизируются указанием, что это может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями на совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Согласно уголовному закону приготовлением к преступлению (начальный этап формирования механизма преступления) признается приискание или приспособление средств или иное умышленное создание условий для будущего совершения преступления.

Стр.23

В криминалистическом плане соответствующий этап интересен с точки зрения системы действий и последствий, отобразившихся на носителях информации. В частности, на начальном этапе в определенных ситуациях (в 26,5% случаев по делам, где имелись подготовительные действия) происходит устное информирование субъектом других лиц о желании совершить действие в пользу заинтересованного лица, хотя преступник еще не приступает к осуществлению запланированных преступных действий. Умысел может проявляться также в совершении некриминальных действий, но направленных на подготовку к преступлению. При приготовлении к преступлению совершается одно или несколько действий.

Приготовление к преступлению выражается в совершении активных действий, направленных на обеспечение возможности выполнения задуманного преступления.  Уголовный кодекс  расширил перечень условий, создаваемых для совершения преступления и характеризующих приготовление. Помимо приспособления средств совершения преступления приготовление может также выражаться в приискании соучастников, в сговоре на совершение преступления, что свидетельствует о более тщательной подготовке к преступлению.

На начальном этапе формирования механизма одного преступления при определенных условиях может сложиться механизм другого преступления. Это имеет место в случаях, когда в ходе подготовки одного преступления совершают еще и другие преступления.

2. Действия будущего потерпевшего. Потерпевшим по уголовным делам о коррупции могут быть как юридические, так и физические лица.

В регламентирующих документах, подготовленных руководителями организаций (учреждений), могут быть допущены неточности, искажения или пробелы, которые в последующем станут основой для коррупции.

Анализ практики показал, что в последние годы в принимаемые нормативно-правовые акты вносятся такие положения, которые провоцируют совершение преступлений коррупционной направленности или обеспечивают их совершение.

В производственной или организационно-управленческой деятельности юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий и т. д.) допускаются дефекты, которые изучаются будущим преступником и в дальнейшем учитываются при подготовке и совершении преступления. Дефекты могут быть самыми разнообразными: в системе организации и управления, в системе учета и контроля, в организации охраны объектов и ее техническом обеспечении, в технологических процессах, в организации документооборота и т. д.

На начальном этапе формирования механизма преступления значима и роль потерпевшего — физического лица. Действия будущего потерпевшего бывают целенаправленными (провокационными, рискованными) и нецеленаправленными (неосторожными, неосмысленными).

3. Действия косвенных участников криминального события. Со стороны других лиц, случайно втянутых в преступное событие, на начальном этапе формирования механизма преступления могут быть совершены действия по приготовлению или сокрытию преступления, например, дача консультаций по организационным и правовым вопросам, изготовление отдельных частей средств преступной деятельности, предоставление во временное пользование средств транспорта и связи, предоставление денежных сумм, документации, бланков документов и других предметов, оказание услуг (это случаи, когда вышеуказанные лица не являлись соучастниками преступления, не знали о преступной деятельности виновного).

Стр.24

Основной этап  формирования механизма преступления. На этом этапе могут совершаться уголовно наказуемые деяния, действия по сокрытию следов преступления различными участниками преступного события; действия потерпевшего по оказанию противодействия преступнику и т. д. Наиболее существенным признаком, отражающим коррупционную направленность преступлений, является, как видно из вышеизложенного, использование лицом для совершения этих преступлений своего служебного положения и связанных с ним полномочий.

1. Действия преступников.  Обязательным признаком объективной стороны большинства рассматриваемых составов преступлений гл. 30 УК РФ является действие (ст.ст. 2851, 2852, 288, 289, 290, 292), т. е. совершение преступления путем активного действия. Бездействие характерно для объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ. В некоторых нормах содержится указание на возможность совершения преступления как путем действия, так и путем бездействия (например, ст.ст. 285, 286 УК РФ).

Главный отличительный признак всех этих деяний состоит в том, что они совершаются вопреки интересам службы, но с использованием при этом полномочий, которыми должностное лицо или служащий наделены в связи с занимаемой должностью, и при наступлении последствий, указанных в законе (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

В связи с совершаемыми преступными действиями (или независимо от этого) может изменяться вся обстановка, предшествующая преступлению, причем нередко в результате действий самого преступника или действий потерпевшего.

Основной этап формирования механизма  преступления имеет особенности. Все действия преступника совершаются компактно, они не разорваны во времени. Способы коррупционных преступлений бесконечно разнообразны: от примитивных и явных в виде получения взятки до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц, их родственников и близких лично или через доверенных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а в случае коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, — в виде лоббирования законов за вознаграждение и т. д.

С учетом разнообразия способов совершения коррупционных преступлений успех расследования будет обеспечен тогда, когда следователь не ограничится доказыванием только самого факта дачи-получения взятки, но и тщательным образом исследует обстоятельства, которые предшествовали указанному факту, а также действия преступников, направленные на распоряжение полученной выгодой, сокрытие (вуалирование) следов деяния. 

Стр.25

Так, для должностных преступлений характерно:

1) временное заимствование государственных или общественных денежных средств или использование их не по назначению, в том числе нецелевое использование бюджетных средств, «прокручивание» их в коммерческих банках, использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости, иного имущества;

2) оказание содействия в создании при федеральных и муниципальных предприятиях коммерческих структур с целью «перекачивания» средств этих предприятий на счета определенных фирм;

3) передача федеральной и муниципальной собственности по заниженным ценам предпринимательским структурам минуя продажу с аукциона;

4) заключение контрактов, убыточных для государства;

5) необоснованное использование преимуществ для себя и своих близких, в том числе использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества, в частности, незаконная сдача в аренду за низкую плату;

6) незаконное использование служебного положения в процессе  приватизации государственных или муниципальных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;

7) участие в деятельности коммерческих организаций в качестве учредителей, руководителей, оказание, таким образом, протекции при решении производственных проблем;

8) предоставление необоснованных льгот и преимуществ материального характера (премий, надбавок, повышенных ставок оплаты труда и т. п.) отдельным сотрудникам;

9)  эксплуатация труда подчиненных в личных интересах (например, при ремонте или строительстве квартиры, дома, дачи и т. д.);

10)  присвоение результатов труда подчиненных;

11) принятие необоснованных решений, издание незаконных актов, необоснованное применение мер дисциплинарной, административной, материальной ответственности к физическим или юридическим лицам (например,  неоднократное  издание приказов о  привлечении к дисциплинарной ответственности с целью избавиться от неугодного сотрудника, издание приказов о сокращении численности или штата работников с нарушением установленного порядка и др.);

12) непринятие мер к нарушителям, что порождает в коллективе атмосферу вседозволенности и совершение еще более грубых нарушений;

Стр.26

13) попустительство, содействие правонарушителям, непринятие к ним мер:

консультирование работниками налоговых инспекций, правоохранительных органов по вопросам уклонения от уплаты налогов и банковского контроля;

предоставление служебной информации банков, бирж, инвестиционных фондов, налоговой инспекции, прокуратуры, полиции;

фальсификация материалов документальных ревизий или аудиторских проверок, удостоверение фальсифицированных налоговых деклараций;

инструктаж по поводу поведения в правоохранительных органах,  разработка систем защиты от обвинения и мер противодействия следствию;

14) отказ в регистрации конкурентов заинтересованных лиц, в выдаче им лицензий на право заниматься определенной деятельностью, предоставление коррумпировавшей государственного служащего структуре монопольного права торговли, например газовым оружием, нефтепродуктами, редкоземельными элементами, и т. д.;

15) содействие методам недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, выражающееся в юридическом и экономическом подавлении конкурентов лиц, подкупивших должностное лицо (налоговое, арбитражное, следственно-судебное подавление).

Указанный перечень способов совершения преступлений не является исчерпывающим.

На конкретные способы совершения коррупционных преступлений существенное влияние оказывает совокупность социально-экономи-ческих и иных условий деятельности предприятий, учреждений, организаций.

2. Действия потерпевшего. Потерпевший (физическое лицо) во время указанных действий оказывает противодействие или пассивен к действиям преступника, а также после психического воздействия со стороны преступника может совершать действия, позволяющие виновному реализовать свой преступный замысел.

Одним из опасных способов сокрытия преступления, применяемых потерпевшим, является недонесение, несообщение им о фактах преступного посягательства на его права и законные интересы в правоохранительные органы.

3. Действия косвенных участников преступления. Отдельные действия на основном этапе формирования механизма преступления могут совершать лица, случайно втянутые в преступное событие и не предполагающие, что являются его косвенными участниками. Так, опрос осужденных показал, что им посторонние лица помогали тем или иным образом в 15,2% случаев.

Любые действия в рамках основного этапа формирования механизма преступления влияют на окружающую среду, процессы производства, распределения, взаимоотношение людей, их состояние, а также вносят дефекты в различные системы, прежде всего социальные, психические, экономические, технологические или морально-этические.

Стр.27

На данном этапе также закономерно происходят материальные изменения объектов взаимодействия. На них запечатлеваются индивидуальные характеристики субъектов преступного события;  сведения о средствах достижения преступного результата, о содержании и способах выполнения маскировочных действий и т. д. Система изменений дает возможность следователю восстановить составляющие стороны данного этапа формирования механизма совершенного преступления.

Завершающий этап формирования механизма преступления. Этот этап в большинстве случаев характеризуется наступлением преступного результата, возникновением материального и иного ущерба и действиями по сокрытию (в случаях, когда действия по совершению и сокрытию преступления охватываются единым замыслом) не только последствий, но и самого события преступления (в преступлениях с материальным составом), причем действия по совершению преступления и по его сокрытию охватываются единым преступным замыслом.

В основном действия преступников направлены на распоряжение полученной выгодой, сокрытие (вуалирование) следов своей криминальной деятельности.

Наступившие последствия преступления характеризуются следующим:

а) преступник извлек выгоду от преступления;

б) произошли изменения в организации деятельности ведомства (учреждения), технологии производства, в праве на собственность или наступили иные последствия;

в) произошли изменения в структуре юридического лица: в системах организации и управления, учета и контроля, в технологических или экономических показателях, в документообороте и бухгалтерском учете и т. д.

На завершающем этапе могут совершаться уголовно наказуемые действия по сокрытию следов преступления прямыми или косвенными участниками преступного события, которые могут быть квалифицированы как самостоятельное преступление, а также по воспрепятствованию его раскрытию и действия по смягчению тяжести преступных последствий, возможно  инсценирование, укрытие или уничтожение средств преступления, воздействие на потерпевшего и т. д.

В отдельных случаях названный этап может отсутствовать, например в ситуациях, когда преступная деятельность субъекта пресечена или прекращена на предыдущих этапах формирования механизма преступления. Так, опрос осужденных  показал, что преступный замысел был реализован ими только в 56,7% случаев.

Таким образом, не только «ядром» коррупционных преступлений, но и наиболее распространенными среди них являются преступления, составы которых предусмотрены статьями гл. 30 УК РФ, — преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Стр.28


КриминалистЪ. 2011. №2(9)