ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ И ДОКАЗЫВАНИЮ ПО ДЕЛАМ О КРИМИНАЛЬНЫХ БАНКРОТСТВАХ
Характерной чертой современной экономики является все большее распространение криминальных банкротств, т. е. действий, направленных на признание должника банкротом, сопряженных с нарушением действующего законодательства. Криминальные банкротства уже давно стали неизбежной реальностью, исследование которой имеет не только научное, но и прикладное значение. Расследование этих преступлений осложняется тем, что они носят латентный характер, скрываясь под видом гражданских правоотношений(1). Не меньшие трудности по этим делам представляет и поддержание государственного обвинения в суде. В литературе справедливо отмечается, что ухищренное противодействие установлению истины в сфере криминальных банкротств становится все более распространенным явлением, принимая порой формы, серьезно угрожающие экономической безопасности, безопасности сотрудников органов дознания, предварительного следствия, экспертов и судей. В этих условиях перед криминалистикой и уголовно-правовыми науками встает задача разработки современных эффективных средств и методов преодоления противодействия расследованию криминальных банкротств(2).
Работ, посвященных вопросам расследования криминальных банкротств, в том числе монографических, уже имеется достаточно много(3). Вместе с тем проблема противодействия этим преступлениям настолько многогранна, что требует продолжения исследований в данной области. Одним из наиболее значимых для целей уголовного преследования является вопрос определения круга обстоятельств, подлежащих исследованию и доказыванию по делам о преступлениях анализируемой группы.
Для успешного решения задач уголовного преследования лиц, совершивших криминальные банкротства, необходимо четко представлять себе специфику предмета доказывания по делу.
Круг обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делам о криминальных банкротствах, в известной степени зависит от того, какое именно преступление совершено: неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство. Между тем можно выделить общие для всех этих преступлений обстоятельства, требующие установления в рамках уголовного преследования:
1. Характеристика организации, в отношении которой решается вопрос о банкротстве: организационно-правовая форма, вид деятельности, является ли организация коммерческой, допустимо ли ее банкротство, кто является ее собственником, состав учредителей, совета директоров, акционеров, характеристика трудового коллектива, особенности налогообложения организации.
2. Характеристика имущества, имущественных обязательств и документооборота организации, в отношении которой решается вопрос о банкротстве: наименование имеющегося (имевшегося) имущества и имущественных обязательств, кто является собственником имущества, основания и документальное оформление права собственности, отличительные признаки имущества, его местонахождение, круг лиц, отвечающих за его использование и сохранность, как организован (должен быть организован) учет имущества и имущественных обязательств, какие бухгалтерские и иные учетные документы должны составляться и т. д. Следует согласиться с авторами, отмечающими, что чем сложнее структура предприятия, тем большее количество документов отражают его деятельность, что позволяет в процессе расследования получить максимально полную информацию об истинном положении дел на предприятии и о деятельности субъекта преступления(1).
3. Наличие признаков банкротства организации, возбуждена ли процедура признания должника банкротом в арбитражном суде, если да, то когда, кем именно, предмет и основания требований заявителя, в какой суд подано заявление, на какой стадии находится процедура банкротства.
4. Кто исполняет обязанности руководителя организации, какими правами это лицо (лица) наделено (наделены) на данной стадии, назначен ли арбитражный управляющий, кто именно, круг его полномочий.
5. Каким способом совершено преступление.
6. Какие общественно опасные последствия повлекло криминальное банкротство, в частности, какой ущерб причинен кредиторам, каким стало материальное положение гражданина и финансовое состояние организации, пострадавших от преступления. К числу последствий могут быть отнесены также нарушение трудовых прав граждан, работавших в обанкротившейся организации, их вынужденное массовое увольнение, потери денежных сбережений граждан и т. п.
7. Наличие причинно-следственной связи между действиями субъекта посягательства и наступившими последствиями, в том числе причиненным кредиторам ущербом.
8. Место и время совершения противоправных действий и наступления общественно опасных последствий. Как отмечает А. Шестакова, поскольку преступления, связанные с банкротством, могут совершаться с участием нескольких юридических лиц, место нахождения последних также может быть местом совершения преступления. Следовательно, место совершения преступления может определяться отраслью производства, районом регистрации предприятия, местом заключения сделки, местом нахождения основных средств производства, отдельных предметов имущества, где располагаются деловые партнеры, кредитные учреждения, куда перечислялись средства(2). Р. С. Акимов полагает, что местом совершения криминальных банкротств будет являться место нахождения должника (его юридический и фактический адрес), его структурных подразделений и активов. Среди временных характеристик данной группы преступлений он выделяет период осуществления деятельности организации (предпринимателя)
с момента государственной регистрации до начала процедуры банкротства; период неосуществления платежей по обязательствам; период осуществления процедуры банкротства в целом и отдельных его стадий(1).
9. Субъект преступления, цели и мотивы преступных действий, наличие в его действиях умысла. При совершении преступления группой — характеристика преступной группы, распределение ролей между ее участниками. Многие авторы, исследуя структуру преступных групп, совершающих криминальные банкротства, приходят к обоснованному выводу о том, что она зависит от способа совершения преступления. Наиболее опасны группы, имеющие сложную многоуровневую структуру, во главе которых стоят организаторы, подчас не участвующие в противоправных действиях. В таких группах каждый участник выполняет определенные, только ему присущие функции по ведению бухгалтерского учета, подготовке юридических документов, реализации процедур банкротства и т. д.(2) При этом, как правило, четкой связи между ролью в группе и выполняемыми функциями не наблюдается. Практически любой субъект при определенных условиях может явиться организатором криминального банкротства. В то же время далеко не всегда лица, осуществляющие различные действия с активами организации и ее отчетностью, осведомлены об истинном характере данных действий, что и должно быть предметом исследования на предварительном следствии и в суде.
10. Обстановка совершения преступления.
11. Причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Специфика обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делам о криминальных банкротствах, проявляется прежде всего в обстоятельствах, касающихся способа совершения преступления. Следует признать, что способы совершения указанных преступлений и способы их сокрытия постоянно совершенствуются, что значительно усложняет деятельность правоохранительных органов по их выявлению и доказыванию(3).
Характеризуя способ неправомерных действий при банкротстве (ст. 195 УК РФ), следует отметить, что при банкротстве могут совершаться самые разнообразные действия, направленные на уменьшение конкурсной массы. Нередко они выражаются в выведении активов должника из-под его юрисдикции как вне рамок арбитражного процесса по делу о банкротстве, так и в связи с этим процессом. Нарушения процедуры исполнительного производства могут допускаться лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также должностными лицами государственных органов, рассматривающими вопросы, связанные с банкротством, — судебными приставами-исполнителями, работниками правоохранительных органов и т. п. В ряде случаев подобные нарушения со стороны должностных лиц инициируются заинтересованными участниками дела о банкротстве.
Закон называет разные способы выведения имущества из-под юрисдикции должника, которые, с нашей точки зрения, могут быть объединены в две группы:
1) действия собственно с имуществом (его перемещение в пространстве, открытая, тайная или завуалированная передача или отчуждение третьим лицам, уничтожение и т. п.);
2) действия с документами, в которых отражается факт наличия и состояние имущества и имущественных обязательств должника, которые, в свою очередь, выражаются во внесении в документы недостоверных сведений либо в сокрытии или уничтожении документов. Так, имущество может не включаться в баланс или
конкурсную массу либо умышленно необоснованно исключаться из конкурсной массы. В представленных документах должник умышленно не указывает местонахождение имущества, включенного в конкурсную массу, неправильно указывает его местонахождение (имущество находится у должника, а по документам передано другим лицам либо находится в ином месте) и т. д. Возможно сокрытие и иной информации об имуществе: о стоимости имущества, месте и времени его изготовления, комплектности, качестве, величине амортизационного износа и т. п. Эти сведения влияют на стоимость имущества. Их искажение влечет за собой искажение, чаще всего занижение, стоимости конкурсной массы, что ограничивает возможность удовлетворения требований кредиторов, а значит, причиняет им ущерб.
Часть 2 ст. 195 УК РФ устанавливает ответственность за неправомерное удовлетворение имущественных требований кредиторов в ущерб другим кредиторам, а равно за принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении. Данный способ достаточно распространен, на что обращают внимание как ученые, так и практические работники(1). В этом случае при осуществлении уголовного преследования необходимо установить, удовлетворялись ли требования конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц и в каком порядке. Очередность исполнения требований должником установлена законодательно. По общему правилу удовлетворение требований кредиторов каждой последующей очереди начинается после погашения обязательств должника перед кредиторами предыдущей. В такой ситуации для кредитора выгодно не просто подняться на ступеньку выше, а опередить всех путем включения в список кредиторов так называемой нулевой очереди. Необоснованное включение кредитора в список тех, чьи требования удовлетворяются ранее других либо вне очереди, — способ совершения неправомерных действий при банкротстве. Для этого могут заключаться разного рода фиктивные договоры, которые должны стать предметом исследования по уголовному делу о криминальном банкротстве.
Неправомерное удовлетворение требований кредиторов может осуществляться и иными способами: удовлетворение требований кредиторов по договорам, срок исполнения обязательств по которым не наступил, в период, когда должник находится в предвидении банкротства либо после возбуждения процесса о признании должника банкротом, удовлетворение требований кредиторов с нарушением пропорциональности удовлетворения, частичное удовлетворение требований кредиторов разной очереди и др.
Часть 3 ст. 195 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации. Такое воспрепятствование может выражаться в уклонении или отказе от передачи указанным субъектам документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу, в случаях, когда функции руководителя юридического лица возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации.
Таким образом, применительно к способу неправомерных действий при банкротстве в материалах дела должна содержаться следующая информация:
имело ли место сокрытие имущества, имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе;
передавалось ли имущество в иное владение, имело ли место его отчуждение или уничтожение;
совершались ли действия по сокрытию имущества;
имели ли место уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов,
отражающих экономическую деятельность должника;
каким способом совершены указанные действия;
как изменилась конкурсная масса в результате этих действий;
предвидел ли должник свое банкротство;
требования каких кредиторов удовлетворены, в какой части и каким способом; имелись ли правовые основания для этого;
знал ли должник, что действует в ущерб другим кредиторам;
знал ли кредитор об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам;
осознавал ли должник неправомерность своих действий, их общественную опасность, свою фактическую несостоятельность;
кто и на каком основании исполнял обязанности руководителя должника, в каком объеме;
какие именно документы и имущество были скрыты или не переданы арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации;
каким способом произведено уклонение от передачи имущества или документов либо их сокрытие;
был ли осведомлен субъект об обязанности передачи имущества и документов арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, когда, при каких обстоятельствах.
По делам о преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ) основу способа преступления составляют обязательные для должника действия (бездействие) учредителей (участников), руководителей и индивидуального предпринимателя, которые повлекли за собой создание или увеличение неплатежеспособности. Чаще всего указанные лица дают указания о заключении заведомо невыгодных, притворных, рискованных, безвозмездных сделок, выдаче необеспеченных векселей либо отказе от платы по векселю; продаже основных производственных фондов с последующей их арендой на невыгодных условиях; несении необоснованных расходов, в том числе по содержанию администрации должника, представительских расходов и т. п.
Следует отметить, что второй стороной в указанных сделках могут выступать лица, так или иначе связанные с должником (руководителями, учредителями и т. п.): родственники, доверенные лица и т. п. Передавая им имущество, должник фактически осуществляет передел собственности. Возможно также и его стремление освободиться от обязанности погашения долгов перед конкретными кредиторами (чаще всего бюджетом) путем преднамеренного банкротства. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что действия, направленные на снижение платежеспособности предприятия, представляют собой многоэтапную преступную операцию «смена собственника».
В результате таких деяний должник оказывается неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Лицо, совершающее действия по преднамеренному банкротству, таким образом, предпринимает ряд мер, направленных, с одной стороны, на увеличение своих обязательства, а с другой — на уменьшение своего имущества. Эта разность обязательств и имущества имеет денежное выражение, и банкрот желает ее увеличения для достижения неспособности удовлетворения требований кредиторов. Такая неспособность создается чаще всего на стадии, предшествующей официальному банкротству, т. е. до подачи соответствующего заявления в арбитражный суд. Она не соответствует первоначальному экономическому положению должника, который имел возможность удовлетворить требования кредиторов, но утратил ее вследствие действий определенных субъектов.
Учитывая указанную характеристику способа преднамеренного банкротства, следует отметить, что в материалах дела должна содержаться информация следующего содержания:
имело ли место создание и (или) увеличение неплатежеспособности должника;
каков период создания и (или) увеличения неплатежеспособности должника;
какие сделки заключались должником, являются ли они экономически целесообразными;
имели ли место неоправданные издержки и другие расходы, не соответствующие имущественному положению должника и повлекшие создание или увеличение неплатежеспособности;
Стр.89
причинили ли эти действия крупный ущерб, кому именно.
Способ фиктивного банкротства (ст. 197 УК РФ) заключается в заведомо ложном публичном объявлении руководителем или учредителем (участником) коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов. Он представляет собой двухэтапную операцию, включающую:
1) действия, направленные на создание внешних признаков неплатежеспособности;
2) обращение с заявлением должника о признании банкротом в арбитражный суд.
В связи с исследованием способа фиктивного банкротства должно быть установлено:
имело ли место обращение с заявлением должника в суд, кем оно сделано, при каких обстоятельствах;
соответствует ли заявление действительному финансовому состоянию и имущественному положению должника, какова цель подачи (получение отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, неуплата долгов), является ли заявление ложным;
осознает ли заявитель ложность своего заявления;
причинен ли действиями лица крупный ущерб, кому именно;
каким способом были созданы внешние признаки банкротства, имела ли места фальсификация документов, каких именно, кем и каким способом, в чем она заключалась.