СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Вопросы совершенствования законодательства об авторском праве представляли значительный интерес для большинства развитых (а в ряде случаев и развивающихся) стран на протяжении XX века. Об этом свидетельствует как систематическая модернизация национального законодательства, так и создание международной системы охраны интересов авторов и иных правообладателей. Наиболее значимые документы, объединяющие и унифицирующие представление различных государств об авторском праве, были приняты в прошлом столетии, а существующая с 1886 года Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений неоднократно пересматривалась. Из числа важнейших международно-правовых актов следует выделить также Всемирную конвенцию по авторскому праву 1952 г., Стокгольмскую конвенцию об учреждении ВОИС 1967 г., Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. и др.
Однако современность ставит перед законодателем новые задачи, как бы повышая уровень сложности. Одним из главных факторов этих трудностей является стремительное развитие науки и техники, увеличение «скорости» жизни. Приходится констатировать, что юристы не успевают следовать за этим темпом, и национальное законодательство об авторском праве во многом не отвечает современным потребностям общества. Такая же проблема наблюдается и в сфере международного права. Характерно, что в последние годы не было принято ни одного значимого международно-правового стандарта, который послужил бы детерминантом для появления эффективной и современной практики в области обеспечения интересов авторов и иных правообладателей.
В связи с этим представляется заслуживающей внимания инициатива Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, с которой он обратился во время проходивших в 2011 году в Канне и Довиле саммитов G 20 и G 8 к главам зарубежных государств. По мысли российского Президента, назрела острая необходимость кардинальной реформы авторского права, приведения его в соответствие с современными стандартами, обусловленными потребностями общества. Основная мысль Д. А. Медведева заключалась в том, что система охраны интеллектуальной собственности внутри Интернета является устаревшей, в то время как основополагающим концептом современного подхода могло бы стать введение презумпции свободного использования объектов авторского права и смежных прав, если правообладатель не заявит об ином(1).
Предлагаемые новации обусловили бы изменение, по сути, всей системы международно-правовой охраны авторских прав, в частности важнейших положений базовых конвенций (в первую очередь Бернской конвенции 1886 г.). К сожалению, публичного обсуждения идеи российского лидера на международном уровне не последовало. Да и в Российской Федерации до внесения изменений в законодательство дело не дошло. Однако, следуя указаниям Президента, Минкомсвязи разработало проект поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, дополняющих главу 69 (ст.ст. 1235—1239) положением об упрощенном порядке заключения лицензионных договоров присоединения в отношении использования объектов авторского права и смежных прав. Тем не менее президентская инициатива дает основания для развития дискуссии на тему модернизации отечественного законодательства в сфере авторского права в сети Интернет.
Уже давно стало очевидным, что обеспечить должный уровень охраны интересов авторов и обладателей смежных прав невозможно без использования технических средств. Именно поэтому в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации появилась ст. 1299 «Технические средства защиты авторских прав».
Под ними понимаются различные способы и приемы, а также технические устройства, которые предотвращают (или ограничивают) использование произведения (либо просто контролируют доступ к нему). Следует отметить, что такие способы применяются не только в Интернете, но и, например, в области кодирования телевизионных сигналов или кодирования дисков, распространяемых справочно-поисковой службой «КонсультантПлюс»(1).
Несомненно, применение технических средств в целях обеспечения интересов авторов и иных правообладателей — один из главных факторов развития современной системы охраны их интересов. Однако на сложный вопрос невозможно дать простой и однозначный ответ. Так и в этом случае. Сама по себе техническая охрана не является идеальным и достаточным механизмом. В настоящее время в России происходит накопление опыта по применению нормы ст. 1299 ГК РФ, выявляются проблемы. В то же время в ряде государств сформировалась практика обеспечения авторских прав с использованием современных технологий. Обращение к зарубежному опыту позволяет не только обнаружить пробелы в отечественном законодательстве, но и определить векторы его наиболее эффективного развития.
Прежде всего борьба с контрафактом должна стать приоритетом в высших органах государственной власти. Большое значение приобретают долгосрочные мероприятия, рассчитанные на несколько месяцев (в ряде случаев и лет). В качестве примера сошлемся на опыт США, где в 2011 году Управление национальной безопасности целенаправленно осуществляло мониторинг деятельности пиратских сайтов. Результатом стал сбор доказательственной базы, передача дел в суд, закрытие сайтов, незаконно распространявших охраняемый законом контент. Таким образом, были не только пресечены незаконные действия в отношении правообладателей, но и выработаны новые технические приемы доказывания противоправных действий владельцев сайтов.
Однако нередко правонарушители, после того как их деятельность пресекают, через некоторое время возвращаются к размещению незаконного контента, причем зачастую на том же сайте. В связи с этим представляется интересным опыт, когда на провайдеров налагается обязанность не только удалять контрафактный контент, но и проводить мониторинг файлов, которые размещают в зоне их ответственности пользователи Интернета.
Так, в конце 2010 года суд г. Гамбурга вынес решение в пользу ряда издательств по их иску к известному файлообменнику Rapidshare в связи с незаконным размещением учебников. Важно отметить, что этим решением суд г. Гамбурга потребовал от администрации портала отслеживать все файлы, которые загружали на этот ресурс пользователи, по трем параметрам: имени автора, наименованию книги, номеру ISBN. Тем не менее данное предписание не было выполнено. В связи с этим суд приговорил администрацию ресурса к штрафу в размере 150 тыс. евро.
Одним из краеугольных камней борьбы с контрафакцией является повышение ответственности за совершение противоправных действий. Причем эта ответственность не обязательно должна выражаться в ужесточении санкций соответствующих норм уголовного или административного законодательства. Так, в США с июля 2011 года введено правило, согласно которому в отношении иностранных граждан, уличенных в нарушении интеллектуальных прав, применяется экстрадиция. Поскольку выполнять это требование поручено иммиграционной и таможенной полиции (ICE), то, по сути, речь идет о выдворении виновных за пределы США с запретом в дальнейшем возвращаться туда. Примечательно, что данное правило действует независимо от того, где размещаются серверы правонарушителей (т. е. они могут размещаться вне пределов США). Таким образом, в зону контроля властей попадают домены с расширениями .com, .net, которые могут находиться в любой стране мира.
Немаловажным является проведение глубокого и системного мониторинга Интернет-пространства с целью выявления сайтов, регулярно размещающих контрафактный контент. Представляется, что эту задачу можно эффективно решать с помощью организаций по коллективному управлению правами авторов.
В качестве примера приведем действия Американского авторского общества (аналога отечественного РАО), которое в 2011 году получило от окружного суда штата Колумбия санкцию на получение у провайдеров доступа к персональным данным пользователей, регулярно скачивающих из сети и распространяющих незаконно размещенные там материалы. Более 23 тыс. пиратов попали в сферу внимания правоохранительных органов.
При этом лица, замеченные в нарушении интеллектуальных прав, необязательно немедленно понесут суровое наказание. В законодательство некоторых стран вводятся нормы, предполагающие использование системы предупреждений виновных. Например, в Новой Зеландии с сентября 2011 года действует закон (Copyright and Infringing File Sharing Bill), в соответствии с которым Интернет-провайдерам вменяется обязанность направлять специальные предупреждения лицам, занимающимся незаконным файлообменом. Если после получения трех подобных предупреждений лицо не прекратит противоправную деятельность, к нему применяются меры ответственности (вплоть до ограничения пользования сетью на срок до 6 месяцев)(1).
Значимым шагом на пути к созданию правового поля в сети Интернет является распространение ответственности не только на провайдеров и непосредственных нарушителей, но и на лиц, распространяющих ссылки на размещенную в сети пиратскую продукцию. Так, популярный французский сайт Station-Divx.com был уличен в распространении указателей на контрафактные файлы с аудиовизуальными произведениями, правообладателями которых являлись известные кинокомпании. Несмотря на последовавшие предупреждения, он не принял мер к ликвидации таких ссылок. В результате в июне 2011 года суд г. Лиона приговорил администратора данного Интернет-ресурса к одному году лишения свободы (условно) и штрафу в размере 3 тыс. евро. При этом сайт обязали выплатить правообладателям компенсацию в 130 тыс. евро.
Важно отметить, что к сотрудничеству с властями привлекаются крупные поисковые системы Интернет. Google, Rambler и многие другие удаляют из быстрого поиска ссылки на сайты, размещающие контрафактную продукцию. Например, Google в конце 2011 года поместил в свой «черный список» пиратских ресурсов сайт Hotfile.com, на котором был зафиксирован регулярный оборот нелицензионной аудиовизуальной продукции. Кстати, незадолго до этого к Hotfile.com был предъявлен коллективный иск со стороны правообладателей на сумму более 26 млн долларов США. В связи с этим обратим внимание на значение корпоративной солидарности при преследовании пиратов — зачастую иски от целого ряда крупных компаний имеют большую перспективу в суде.
Чрезвычайно важным аспектом борьбы с контрафакцией в глобальном пространстве является объединение усилий правоохранительных органов различных государств. Это обусловливается тем, что киберпреступность не признает границ, и гражданин одного государства может создать сайт, гражданин другого государства — разместить на нем контрафактный контент, третьего — разместить на этот сайт ссылки и т. д. И только согласованные и скоординированные действия соответствующих структур в разных странах могут привести к полной ликвидации незаконной системы и привлечению к ответственности всех виновных.
В качестве иллюстрации приведем пример операции, проведенной в июне 2011 года полицией и налоговыми органами Германии, Испании, Нидерландов и Франции против владельцев сайта Kino.to. Данный ресурс предоставлял возможности по просмотру нелицензионного аудиовизуального материала. В результате операции, проведенной одновременно правоохранительными структурами четырех стран, было задержано 13 человек, создавших и обслуживавших этот сайт.
Как мы отмечали выше, определяющую роль в борьбе с контрафакцией в Интернете играют технические средства. На сегодняшний день в глобальной сети существует немало способов ограничения незаконного доступа или размещения нелицензионной продукции. Однако на каждое действие есть противодействие, поэтому процесс совершенствования технических механизмов воспрепятствования совершению правонарушений в Интернете бесконечен. На наш взгляд, задача власти
(прежде всего законодателя) состоит в том, чтобы не допускать создания препятствий к использованию таких средств правоохранительными структурами. Судам же, в свою очередь, необходимо четко и глубоко дифференцировать и соотносить последствия своих решений, не допуская нарушений прав человека, с одной стороны, и не попустительствуя нарушению закона — с другой.
Примером сказанному могут служить планы ведущих провайдеров США по внедрению специальной программы Copyright Alerts. Ее появление стало результатом взаимодействия целого ряда теле-, кино- и звукозаписывающих компаний. В задачи этой программы входит не только отслеживание размещения в сети нелегального контента, но и препятствование его скачиванию пользователями. Программа направляет им несколько предупреждений, а затем автоматически значительно снижает для нарушителя скорость доступа в Интернет.
В подобной ситуации, на наш взгляд, и может возникнуть проблема соблюдения баланса между применением публично-правовых мер воздействия на нарушителя и частным интересом. Ведь виновное лицо заключило с провайдером договор возмездного оказания услуг, оплатило определенную скорость трафика, при этом услугу оно получит в меньшем объеме. Подобная (только еще более жесткая) ситуация складывается и в случае запрета правонарушителю пользоваться Интернетом в течение определенного времени.
Наконец, важнейшая роль в борьбе с Интернет-пиратством отводится законодателю. Одной из тенденций развития права интеллектуальной собственности является принятие ряда нормативных актов, непосредственно направленных на борьбу с пиратством. Так, в США идет активная дискуссия относительно специального антипиратского закона SOPA (The Stop Online Piracy Act)(1). Чрезвычайно жесткий, он вызывает большое количество споров и протестов даже со стороны правообладателей и добросовестных пользователей. Например, крупная российская компания, занимающаяся, в частности, созданием антивирусных программ, Лаборатория Касперского, объявила о выходе из состава американской организации производителей программного обеспечения Business Software Alliance (BSA) в знак несогласия с тем, что последняя поддержала данный законопроект.
Столь серьезные разногласия порождают, в частности, положения, дающие возможность правообладателям блокировать (а в дальнейшем и закрывать) сайты, занимающиеся распространением контрафактных произведений, запрещать появление таких страниц в поисковых системах, блокировать домены и даже инициировать наложение ареста на финансовые средства компаний, владеющих ими. В настоящее время голосование по законопроекту SOPA отложено. Тем не менее сам факт его появления свидетельствует о стремлении властей создать современную и жесткую (возможно, даже неоправданно жесткую, но это уже другая тема) систему правового регулирования интеллектуальных прав в Интернете.
По-прежнему большое значение имеет и международное сотрудничество в области регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности. Примечательным является подписание в начале октября 2011 года Международного торгового соглашения по борьбе с контрафактом (The Anti-Counterfeiting Trade Agreement — АСТА)(2). Оно направлено на развитие международного сотрудничества, ориентированного на противодействие нарушениям права интеллектуальной собственности в глобальных сетях. Не вдаваясь в анализ его содержания, отметим, что этот документ представляется весьма жестким, что сближает его с американским SOPA. Например, легитимируется проведение обыска на частных территориях в целях выявления нелицензионной продукции, изъятие и уничтожение оборудования, используемого при изготовлении контрафакта. Отметим, что для осуществления этих мероприятий не требуется получение санкции суда. Кроме того, предполагается, что у сотрудников таможни возникнет право досматривать электронные носители информации с целью выявления нелицензионных материалов.
В то же время ACTA вызвал несогласие в ряде стран. Основные претензии к документу заключаются в том, что, по мнению протестующих, он является существенным шагом к установлению цензуры в Интернете и тотальному контролю, нивелирующему общепризнанные и традиционные свободы человека. Он устанавливает новый правопорядок, несовместимый с классическими традициями европейской демократии. Несмотря на это, ACTA подписали уже 30 государств (США, Австралия, Канада, Япония, Марокко, Новая Зеландия, Сингапур и Южная Корея и 22 страны ЕС), и в ближайшее время количество стран-участниц может увеличиться.
Таковы, в целом, основные тенденции и векторы развития права интеллектуальной собственности за рубежом. Как мы видим, иностранный законодатель идет по пути ужесточения требований к соблюдению интеллектуальных прав. Это объясняется, прежде всего, стремлением оградить предпринимателя от имущественных потерь, а также стимулировать развитие Интернет-бизнеса.
Однако авторское право во всех государствах базируется на одинаковых принципах. Один из них — принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества. Он означает, что как автор заинтересован в обеспечении его правам достаточного уровня охраны, так и общество — в получении доступа к произведениям, создаваемым авторами. При этом задача государства, как регулятора, заключается в обеспечении такого баланса, который позволял бы обеим сторонам реализовывать свои интересы. Проблемы появляются, когда между автором и обществом возникает влиятельный посредник — предприниматель, который в угоду себе оказывает мощное давление на государство с тем, чтобы при урегулировании отношений между автором и обществом бенефициаром являлся он. Подобный дисбаланс, с одной стороны, зачастую не позволяет создателю произведения получить адекватное своим творческим усилиям вознаграждение, с другой — провоцирует пользователей на нарушение закона.
Существующие в современном мире подходы к решению данной проблемы можно условно разделить на три группы. Сторонники первого подхода полагают, что залогом развития авторского права является максимальное ужесточение правил оборота результатов интеллектуальной деятельности, сокращение случаев свободного использования произведений, увеличение срока действия авторских прав, принятие иных мер, в том числе тех, о которых говорилось выше. Другая точка зрения состоит в том, что неоправданное повышение ответственности за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности лишь провоцирует рост числа подобных правонарушений, влечет дестабилизацию общества, развитие правового нигилизма. Третий подход основывается на стремлении уважать интересы всех участников отношений, складывающихся в сфере действия исключительных прав, формируя законодательную базу и правоприменительную практику без явного крена в ту или иную сторону.
Возвращаясь к инициативе российского Президента о совершенствовании системы международной охраны авторских прав, следует заметить, что для ее воплощения необходимо сделать еще немало шагов. Причем в первую очередь на национальном уровне. Нет сомнений, что внесение поправок в столь важный документ, как Бернская конвенция, потребует существенных усилий стран-участниц. К тому же это займет и немало времени (например, вопрос о включении в Бернскую конвенцию норм, закрепляющих исключительное право на произведение и связанные с этим правом ограничения (ст. 9), дискутировался более 40 лет). Тем не менее сам факт инициации широкого обсуждения модернизации норм в сфере авторского права представляется перспективным и важным. Особое значение это приобретает в контексте рассмотренных выше тенденций, могущих оказать негативное влияние на последовательное и справедливое развитие права интеллектуальной собственности.