ИСТОРИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Криминалистическая лаборатория функционирует с 1947 года. Основной задачей криминалистической лаборатории, состоящей из различных учебных аудиторий-кабинетов (фотолаборатории, трасологии, баллистики) на протяжении всей истории её существования в Институте было технико-криминалистическое обеспечение учебного процесса по криминалистике.
|
|
Макет следственного чемодана. 1949-50-е годы
|
Уголок фотолаборатории. 1949-50-е годы
|
Вот что писали директор курсов А. Филиппов и заведующий циклом криминалистики И. Быховский в 1961 г., на страницах журнала «Социалистическая законность» об обеспечении занятий по криминалистике: «Обучение криминалистике на курсах начинается с изучения общей, судебно-оперативной фотографии и криминалистической техники. В распоряжение слушателей предоставлены все необходимые пособия. На занятиях по общей фотографии каждый слушатель обеспечивается фотоаппаратом и другим необходимым фотооборудованием. Чтобы слушатели в совершенстве овладели техникой фотографирования, по окончании курса общей фотографии им выдается один аппарат на двоих на все время обучения на курсах и предоставляется возможность работать самостоятельно в хорошо оборудованной фотолаборатории.
|
|
|
Демонстрация оборудоыания в учебной фотолаборатории
|
Занятие по судебной фотографии |
Использование видеосъемки
|
|
|
|
Практическое занятие по судебной фотографии
|
Практическое занятие по созданию графических планов мест происшествий |
|
|
|
|
Слушатели в учебной фотолаборатории
|
Слушатели в учебной фотолаборатории |
Слушатели в учебной фотолаборатории
|
Регулярно проводятся конкурсы на лучшие фотоснимки по общей и судебно-оперативной фотографии. Организуется фотовыставка, авторы лучших снимков премируются. Для прохождения ряда тем по криминалистической технике имеются индивидуальные учебные наборы (следы рук, судебная баллистика, техническое исследование документов, судебно-почерковедческая экспертиза и т. д.). Основное содержание занятий состоит в практической отработке слушателями тех или иных приемов работы со следами и вещественными доказательствами. Они составляют планы места происшествия, обнаруживают, фиксируют и изымают следы рук и ног человека, устанавливают тип и марку автомобиля по следам протектора, производят крупно-масштабную фотосъемку пуль, гильз и других вещественных доказательств, ставят вопросы на разрешение криминалистической экспертизы. Программа предусматривает ознакомление слушателей с новыми методами обнаружения и фиксации следов (нингидрин, универсальные смеси и т. д.)» .
|
|
|
Выездное практическое занятие - осмотр места происшествия и трупа
|
Практическое занятие по осмотру места ДТП 1970-е гг. |
Практическое занятие по применению поисковой техники
|
|
|
|
Практическое занятие по видеосъемке следственных действий 1980-е гг.
|
Практическое занятие по судебной фотографии 1970-е гг. |
Практическое занятие по трасологии. Cоздание гипсовых слепков следов обуви 1970-е гг.
|
|
|
|
Практическое занятие по трасологии. Создание гипсовых слепков следов обуви 1970-е гг.
|
Практическое занятие по трасологии Создание гипсовых слепков следов обуви 1970-е гг. |
Учебное занятие по видеосъемке следственных действий 1980-е гг.
|
|
|
|
Учебное занятие по видеосъемке следственных действий 1980-е гг.
|
|
Практичяеское зантяие в кабинете звукозаписи 1970-е гг.
|
|
|
Звукозаписывающее оборудование
|
Практическое занятие по осмотру места ДТП 1970-е гг. |
Например, так описывал кабинеты криминалистической лаборатории в 1964 году на страницах журнала «Социалистическая законность» один из слушателей курсов усовершенствования следователей Ю. Некрасов: «В каждом кабинете для каждого слушателя есть индивидуальный набор препаратов, что совершенно исключает возможность дублирования заданий. Сто таких препаратов, например, в кабинете судебной баллистики. Слушателю даются исходные данные и задания: составить протокол осмотра места происшествия и вынести постановление о назначении судебно-баллистической экспертизы. На помощь приходит карточка с баллистическими данными оружия и боеприпасов для него. Особенно ценно, что для примеров берутся не абстрактные казусы, а живые дела. В картотеке экспертно-судебных дел умышленно подобраны случаи с дефектами, так, чтобы слушатель самостоятельно установил изъян. И это не только в кабинете судебной баллистики. Аналогично укомплектованы кабинеты следственного осмотра, трасологии, исследования документов (вот где коллекция поддельных бланков, печатей, купюр, которой позавидует иной криминалистический музей!), судебно-оперативной фотографии, установления личности.
|
|
|
Практическое занятие по криминалистическому исследованию документов 1970-е гг.
|
Практическое занятие в кабинете криминалистического документоведения 1980-е гг. |
Занятие в учебной аудитории судебной баллистики
|
|
|
|
Занятие в учебной аудитории судебной баллистики
|
|
Практическое занятие по судебной баллистике
|
|
|
|
Учебная лаборатория криминалистического исследования документов
|
Учебное занятие по судебной баллистике Использование криминалистического сравнительного микроскопа |
|
На базе лаборатории разрабатывались и внедрялись в следственную практику различные новые криминалистические средства и методы. В качестве примера, можно привести разработанный в начале 1980-х годов по инициативе профессора, д.ю.н., М.Б. Вандера учебный кабинет судебной микрологии.
|
|
|
Учебная лаборатория Судебной микрологии ауд. №219 1980 - 1990 гг
|
Учебная лаборатория Судебной микрологии ауд. №219 1980 - 1990 гг
|
Поиск и обнаружение микрочастиц в инфракрасном спектре излучения
|
Следует сказать, что учебный кабинет (лаборатория) судебной микрологии, фактически, является уникальной и единственной в России. Во время внедрения данного кабинета в учебный процесс он был оборудован самой современной в то время учебной аппаратурой: на каждом столе был расположен микроскоп, набор специальных учебных материалов и приборов для работы с микрочастицами на различных поверхностях и в разных средах, а также видеомониторы, на которые транслировалось видеоизображение с видеокамеры на столе преподавателя, посредством которой демонстрировались практические навыки работы с микрочастицами. Лаборатория судебной микрологии стала прообразом современных учебных криминалистических мультимедийных комплексов, созданных в нашем Институте.
|
|
|
Подготовка сотрудниками крим. лаборатории занятия по трасологии 1996 г.
|
Полигон (имитация автобусной остановки) во внутреннем дворе Института |
Полигон (имитация автобусной остановки) во внутреннем дворе Института
|
|
|
|
Практическое занятие по судебной фотографии во внутреннем дворе Института
|
Практическое занятие по судебной фотографии во внутреннем дворе Института |
Практическое занятие по судебной фотографии во внутреннем дворе Института
|
|
|
|
Практическое занятие по судебной фотографии во внутреннем дворе Института
|
Практическое занятие по судебной фотографии во внутреннем дворе Института |
Занятие (видеозапись в следственных действиях) с прокурорами-криминалистами. Проводит С.Н. Амосов.
|
Криминалистическая лаборатория как самостоятельное структурное подразделение создана в 2007 году на базе учебной криминалистикой лаборатории, существовавшей при кафедре криминалистики, а затем при кафедре криминалистической техники, тактики и судебной экспертизы. В разные годы подразделением руководили Н. Я. Елкина, К. Ю. Шаров, С. В. Дрозд, П. А. Егоров, С. А. Ялышев. С 2011 года лабораторию возглавляет А. В. Холопов.
Основными задачами криминалистической лаборатории являются: проведение научных исследований по основным направлениям использования криминалистических знаний в деятельности прокуратуры Российской Федерации; содействие внедрению результатов научных исследований в практическую деятельность прокуратуры и в учебный процесс Академии и Института; повышение уровня криминалистических знаний, умений и навыков работников прокуратуры, обучающихся в Академии; участие в подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования; участие в учебном процессе на юридическом факультете и факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации; оказание консультационной помощи органам и учреждениям прокуратуры.
Одной из важнейших научных задач, стоящей перед криминалистической лабораторией, - провести научно-исследовательскую работу по разработке системы научных методов и технических средств, позволяющих государственному обвинителю полно, всесторонне и объективно изучить преступление, отраженное в уголовном деле, а также исследовать различные доказательства и максимально наглядно визуализировать всю систему доказательств для участников судебного разбирательства.
|