![]() Страницы 3-6ВСЕ СТАТЬИ |
Г. В. ШТАДЛЕР директор Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации государственный советник юстиции 2 класса
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, НАДЗОРНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХправоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года) В рамках обозначенной темы межведомственного совещания хотел бы привлечь внимание уважаемых коллег к некоторым актуальным проблемам работы правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних. Не вызывает сомнения, что решение данных задач должно находиться в центре внимания всех государственных, правоохранительных, надзорных органов, а также общественных организаций. Подчеркну, что доклад основан на материалах общероссийской надзорной практики прокуроров и исследованиях Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации через призму оценки состояния и тенденций развития национального законодательства. Гарантией защиты прав несовершеннолетних правонарушителей служит законодательство Российской Федерации, которое основывается на общих принципах международного права в данной области, разработанных в рамках ООН и закрепленных в международных договорах. В их числе Международная Конвенция о правах ребенка 1989 года, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года)(1). В указанных документах предусмотрен ряд правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и содержащих общие требования по обращению с детьми, совершившими правонарушения(2). В Российской Федерации эти положения нашли свое отражение в Указе Президента России Владимира Владимировича Путина от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», определившем, что обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных приоритетов национальной политики. Этим же Указом Президента России введено понятие дружественного ребенку правосудия, под которым понимается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, Стр.3 гарантирующая уважение прав ребенка и их обеспечение с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания обстоятельств дела. Эффективность противодействия преступности несовершеннолетних во многом зависит от содержания уголовно-правовых норм, регламентирующих их уголовную ответственность. В настоящее время уголовное законодательство России в целом соответствует международным принципам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(1). Основные принципы уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются в том, что санкции и ограничительные меры уголовно-правового характера должны базироваться на социальной интеграции и предупреждении совершения правонарушений, а применение уголовных санкций должно исходить из принципов пропорциональности и индивидуализации ответственности(2). Несмотря на наметившуюся в последние 10 лет в целом по стране тенденцию к снижению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, уровень преступности в рассматриваемой сфере по-прежнему остается высоким, и Южный федеральный округ не исключение. В связи с этим всем правоохранительным органам и прокурорам всех степеней необходимо постоянно предпринимать комплекс скоординированных мер по профилактике и противодействию преступности в этой сфере, а также по повышению эффективности соответствующего прокурорского надзора. Ведущие российские ученые-криминологи сегодня выделяют следующие основные направления профилактики преступности несовершеннолетних(3). Первое направление — нормативно-правовое регулирование указанной сферы правоотношений, которое, несомненно, требует постоянного совершенствования. В связи с этим Академия и Генеральная прокуратура Российской Федерации считают целесообразным принятие в каждом субъекте Российской Федерации специальных нормативно-правовых актов (региональных законов) о профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Полагаем, что на их основе соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов могут формироваться региональные программы комплексных мер по профилактике таких правонарушений и определяться порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве положительных примеров такого нормотворчества можно привести принятые в ряде российских регионов Законы «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан», «О защите нравственности и здоровья детей» (законы Республик Татарстан (2009 г.), Чувашия (2007 г.), Забайкальского края (2011 г.), Мурманской области (2009 г.), Архангельской области (2009 г.), Астраханской области (2006 г.), Владимирской области (2006 г.) и другие) и ряд других, которые успешно сегодня реализуются. Второе направление — координационное. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» координатором деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений этой категории Стр.4 граждан являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проведенный общероссийский анализ показал, что работа по профилактике подростковой преступности не всегда дает желаемые результаты. К числу основных причин такого положения дел следует отнести отсутствие должного взаимообмена информацией между субъектами системы профилактики, предусмотренного ст. 9 вышеназванного Федерального закона, что ведет к несвоевременному выявлению семей, находящихся не только в социально опасном положении, но и в трудной жизненной ситуации, в том числе неполных семей, нуждающихся в особой социально-педагогической помощи. Гарантом успешного решения задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики могло бы явиться создание в субъектах Российской Федерации единой региональной (общероссийской) базы данных о неблагополучных детях и семьях, к которой имели бы равный доступ все субъекты системы профилактики. При этом в целях предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних работа уполномоченных органов должна обязательно включать в себя: социально-психологическую и педагогическую реабилитацию; работу с семьями (вовлечение родителей и детей в совместную деятельность в творческих мастерских, где каждый ребенок может почувствовать себя успешным и нужным); воспитательную деятельность, включающую в себя нравственный, правовой, гражданско-патриотический, экологический воспитательные процессы; организацию культурно-досуговой, познавательной и иной деятельности. В числе основных приоритетов в работе органов прокуратуры следует выделить в первую очередь необходимость более широкого использования в этих целях координационных и надзорных полномочий. Третье направление связано непосредственно с выявлением и пресечением правонарушений несовершеннолетних. В современных условиях в целях оперативного реагирования на складывающиеся криминальные тенденции в подростковой среде Генеральным прокурором Российской Федерации Ю. Я. Чайкой всем прокурорам предписано осуществлять ежемесячный анализ состояния преступности в этой сфере, давать своевременную оценку эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, регулярно проводить проверки исполнения органами внутренних дел требований Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; по результатам анализа направлять руководителям органов исполнительной власти информацию, содержащую выводы и конкретные предложения, а также предпринимать исчерпывающий комплекс мер по осуществлению прокурорского надзора за расследованием рассматриваемых преступлений(1). Результаты надзорной деятельности по Южному федеральному округу соответствуют общероссийским тенденциям. Сегодня повсеместно в России прокуроры отмечают отсутствие должного межведомственного взаимодействия между органами и организациями (учреждениями) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ослабление ведомственного контроля со стороны руководителей соответствующих органов. Нередко присутствует формализм в индивидуально-профилактической работе с неблагополучными подростками и семьями, не обеспечиваются системные меры по раннему выявлению неблагополучных семей, оказанию помощи в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Явно недостаточна координирующая роль Стр.5 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, анализ состояния законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет констатировать, что до настоящего времени действенная система профилактики сложилась еще не везде. Следует отметить, что одной из причин, способствующих совершению подростками правонарушений и преступлений, является неисполнение родителями своих конституционных обязанностей по заботе о детях, их воспитанию, защите прав и интересов. С учетом этого все субъекты профилактики должны быть ориентированы на своевременное выявление таких семей и принятие мер профилактического характера, в том числе привлечение законных представителей к административной и уголовной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и ст. 156 УК РФ соответственно. Таким образом, проблема совершения преступлений как самими несовершеннолетними, так и в отношении их продолжает оставаться актуальной и острой, а складывающееся положение в сфере профилактики безнадзорности, насилия и жестокости по отношению к детям создает реальные предпосылки для более эффективного задействования всех кадровых, интеллектуальных и информационных ресурсов для решения проблем детского и семейного благополучия. Исходя из целей государственной политики в данной сфере акцент должен быть сделан на профилактике и комплексном подходе. Именно консолидация усилий всех заинтересованных государственных и общественных структур, их взаимодействие и слаженная работа определяют основные подходы и приоритеты защиты прав ребенка и семьи в целом. Библиографический список Стр.6
|
| КриминалистЪ. 2016. №2(19) |