Страницы 60-62


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Зарубин А. В. Вопросы квалификации мошенничества при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ)

Щепельков В. Ф. Позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно квалификации служебного подлога

Краев Д. Ю. О субъективной стороне убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего

Федышина П. В. К вопросу о субъективной стороне убийства, совершенного общеопасным способом

Ларинков А. А., Шиплюк В. А. Вопросы производства следственных и иных действий в стадии возбуждения уголовного дела

Данилова Н. А., Елагина Е. В., Серова Е. Б. Основные направления анализа прокурором проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 159.2 УК РФ

Гильдиков П. Н. О практике выявления нарушений коррупционной направленности, совершаемых при оформлении прав на земельные участки в порядке «дачной амнистии»

Никитин Е. Л. О задачах оперативно-розыскной деятельности и особенностях предмета прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД

Лавров В. В. Организация межсубъектных взаимоотношений при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Чернышева Л. А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах

Фирсов В. В. К вопросу о ювенальной юстиции

Басов С. Л. Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Лебедев А. Н., Лебедева Г. П. Некоторые новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах

Порохов М. Ю. Обзор некоторых изменений российского законодательства, принятых в связи с введением положений, предусматривающих процедуру банкротства физического лица

Шибков О. Н. Международное право и пре-ступления против мира и безопасности по УК РФ

Бокуц Е. Ю. Проблемы установления причинной связи при квалификации загрязнения атмосферы, повлекшего причинение вреда здоровью человека

Кененбаев Е. А. От упрощенного досудебного производства к ускоренному досудебному расследованию по УПК Республики Казахстан

Харитонов Л. А. Понятие толкования правовых норм

Честнов И. Л. Теоретические проблемы правоприменения

Курчевенкова А. В. Влияние внешних и внутренних детерминирующих факторов на деятельность правоприменителей: анализ эмпирического исследования на примере работников прокуратуры Российской Федерации

Холопов А. В. Системные основы когнитивных технологий в реализации криминалистических знаний в прокурорской деятельности

Ларкина Е. В. Рецензия на конспект лекции Т. Г. Николаевой «Производство дознания в сокращенной форме»



Рейтинг@Mail.ru

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 М. Ю. ПОРОХОВ

ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРИНЯТЫХ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Реформирование российского законодательства о несостоятельности отдельных субъектов гражданских правоотношений продолжается уже более десяти лет. С момента принятия Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» экономическая ситуация претерпевала необратимые изменения, вследствие которых существует объективная необходимость в уточнении и дополнении ряда значимых для социума положений гражданского законодательства, предусматривающих возможность разрешения вопроса финансовой несостоятельности.

Формирование института кредитных отношений по модели западных стран послужило причиной закредитованности практически всех слоев населения, в ряде случаев должники имеют долговые обязательства без перспективы их надлежащего исполнения.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Согласно п. 2 ст. 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотренные этим Законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. В связи с этим применение к не являющимся предпринимателями гражданам норм права, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», невозможно до внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающихся банкротства граждан(1).

В 2014 году в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», как и в ряд иных нормативных документов, предполагалось внести существенные изменения в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых к неплатежеспособным физическим лицам. Был принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», вступление в законную силу которого было определено с 1 июля 2015 г. Согласно редакции изменяемых указанным Законом нормативных актов законодателем была предусмотрена возможность признания банкротом физических лиц, не осуществляющих экономическую деятельность без образования юридического лица, т. е. не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, путем обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.

После опубликования текста изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, в судебные органы начали поступать исковые заявления с изложением требований о признании таких лиц несостоятельными (банкротами). Это свидетельствует о том, что есть потребность во внесении в российское законодательство изменений(2).

Стр.60

1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11.03.2015 по делу N 33-770/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу № А55-12868/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

Однако по прошествии времени стало понятно, что суды общей юрисдикции не готовы к рассмотрению данной категории гражданских дел, в связи с чем рассмотрение дел о банкротстве граждан решили возложить на арбитражные суды, опыт которых позволил бы разрешить проблему признания неплатежеспособности физических лиц.

До вступления в действие указанного нормативного акта законодатель отменил его положения, касающиеся внесения изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», приняв Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответствующие положения которого 30 июня 2015 г. вступили в законную силу.

Согласно данному Федеральному закону положения о банкротстве граждан применяются с 1 октября 2015 г. Указанным актом внесены поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральные законы от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» и от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Закреплены основания, порядок и последствия признания граждан несостоятельными. Уточнены процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина-должника, особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти и особенности регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей.

Статья 25 ГК РФ о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя изменяет свое название и содержание: исключено разделение физических лиц на граждан и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. При этом регулирование процедуры банкротства граждан осуществляется в соответствии с положениями специального закона, каковым является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции с учетом изменений, применяемых с 1 октября 2015 г.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 154-ФЗ, дополняющим положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положениями, предусматривающими возможность банкротства гражданина, не связанного предпринимательской деятельностью, полностью исключен параграф 1 главы 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и введен параграф 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина». Данный параграф законодательного акта практически дублирует положения отмененного Федерального закона от 29.12.2014 № 476-ФЗ.

В Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации включены положения, касающиеся рассмотрения судами дел о банкротстве граждан. Внесены изменения в  ст. 224 АПК РФ «Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве)», которая дополнена ч. 2, изложенной в следующей редакции: «К заявлению прилагаются документы, которые предусмотрены федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), а также документы, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса». Таким образом, с учетом новых положений ст. 25 ГК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет право граждан — физических лиц на обращение в арбитражные суды.

Предполагая волну обращений граждан в арбитражные суды с требованием о признании их несостоятельности, законодатель дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормой об административной ответственности граждан за фиктивное банкротство, т. е. заведомо ложное публичное объявление гражданином о банкротстве, которое повлечет наложение

Стр.61

административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Преднамеренное же банкротство гражданина, т. е. совершение действий (бездействие), заведомо влекущих неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, также предполагает наложение административного штрафа в указанном размере.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в новой редакции, применяемой с 1 октября 2015 г., предусматривает обязанность гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Данным положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» корреспондируют внесенные изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за неисполнение гражданином, отвечающим критериям несостоятельности, обязанности по обращению в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Так, ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ определена административная санкция за такое правонарушение в виде наложения административного штрафа на виновное лицо в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Также введены положения об ответственности за сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства юридического лица либо признаков неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или гражданина, предусматривающие наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Такой же штраф гражданин будет обязан уплатить и в случае неправомерного удовлетворения имущественных требований отдельных кредиторов, если такое удовлетворение направлено на причинение ущерба другим кредиторам.

При признании гражданина несостоятельным (банкротом) и до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения, право такого гражданина на выезд за пределы Российской Федерации может быть временно ограничено. Эта норма введена в Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» с целью обеспечения надлежащего исполнения должником-банкротом своих обязанностей и направлена на достижение баланса прав и обязанностей лиц, привлекаемых и участвующих в процедуре банкротства гражданина — физического лица.

С целью оптимизации и единообразия оформления представляемой в арбитражный суд документации Приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530 вводятся форма списка кредиторов и должников гражданина и форма описи имущества гражданина, которые гражданину или иному заинтересованному лицу надлежит представлять вместе с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Также с даты внесения изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» установлены особенности предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерации в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве гражданина-должника. В частности, в случае признания несостоятельным гражданина не потребуется уведомлять о принятом решении федеральные органы исполнительной власти(1).

Стр.62

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 765 «О внесении изменений в Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».
КриминалистЪ. 2015. №2(17)