Доклад директора Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Штадлера Г.В. на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года
Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов
в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних


Решение задач в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних должно всегда находиться в центре внимания всех органов государственной власти, правоохранительных и надзорных структур, а также общественных организаций.

Подчеркну, что выступление основано на материалах общероссийской надзорной практики прокуроров и исследованиях Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации через призму оценки состояния и тенденций развития национального законодательства.

Гарантией защиты прав несовершеннолетних правонарушителей служит законодательство Российской Федерации, которое основывается на общих принципах международного права в данной области, разработанных в рамках ООН и закрепленных в международных договорах. В их числе Международная Конвенции о правах ребенка 1989 года, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года).

В указанных документах предусмотрен ряд правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и содержащих общие требования по обращению с детьми, совершившими правонарушения.

В Российской Федерации эти положения нашли свое отражение в Указе Президента России Владимира Владимировича Путина от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», определившем, что обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных приоритетов национальной политики. Этим же Указом Президента России введено понятие дружественного ребенку правосудия, под которым понимается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их обеспечение с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания обстоятельств дела.

Эффективность противодействия преступности несовершеннолетних во многом зависит от содержания уголовно-правовых норм, регламентирующих их уголовную ответственность. В настоящее время уголовное законодательство России в целом соответствует международным принципам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Основные принципы уголовной ответственности несовершеннолетних, заключаются в том, что санкции и ограничительные меры уголовно-правового характера должны основываться на принципах социальной интеграции, воспитания и предупреждения совершения правонарушений, а применение уголовных санкций должно исходить из принципов пропорциональности и индивидуализации ответственности.

Уровень преступности в рассматриваемой сфере по-прежнему остается высоким и Южный федеральный округ не исключение. В связи с чем, всем правоохранительным органам и прокурорам всех степеней необходимо в постоянном режиме предпринимать целый комплекс скоординированных мер по профилактике и противодействию преступности в этой сфере, а также по повышению эффективности соответствующего прокурорского надзора.

Ведущие российские ученые-криминологи (1) сегодня выделяют следующие основные направления профилактики преступности несовершеннолетних.

1. Первое направление – это нормативно-правовое регулирование указанной сферы правоотношений, которое несомненно требует постоянного совершенствования.

В связи с этим, Академия и Генеральная прокуратура Российской Федерации считают целесообразным принятие в каждом субъекте РФ специальных нормативно-правовых актов (региональных законов) о профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. На их основе соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов могут формироваться региональные программы комплексных мер по профилактике таких правонарушений и определяться Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В качестве положительных примеров такого нормотворчества можно привести принятые в ряде российских регионов Законы «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»), «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан», «О защите нравственности и здоровья детей» (законы Республик Татарстан (2009г.), Чувашия (2007г.), Забайкальского края (2011г.), Мурманской области 2009 г., Архангельской области 2009г., Астраханской области 2006 г., Владимирской области 2006г. и другие) и целый ряд других, которые успешно сегодня реализуются.

2. Второе направление – координационное.

Здесь следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» координатором деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений этой категории граждан являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Проведенный общероссийский анализ показал, что работа в том числе названных комиссий по профилактике подростковой преступности не всегда дает желаемые результаты. К числу основных причин следует отнести отсутствие должного взаимообмена информацией между субъектами системы профилактики, предусмотренного ст. 9 вышеназванного федерального закона, что ведет к несвоевременному выявлению семей, не только находящихся в социально опасном положении, но и в трудной жизненной ситуации, в том числе, неполных семьях, нуждающихся в особой социально-педагогической помощи и поддержке.

Гарантом успешного решения задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики могло бы явиться создание в субъектах РФ Единой региональной (общероссийской) базы данных о неблагополучных детях и семьях, к которой имели бы равный доступ все субъекты системы профилактики.

При этом, полагаем, что в целях предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних работа уполномоченных органов должна обязательно включать в себя:

1) социально-психологическую и педагогическую реабилитацию;

2) работу с семьями (вовлечение родителей и детей в совместную деятельность в работе творческих мастерских, где каждый ребенок может почувствовать себя успешным и нужным);

3) воспитательную деятельность, включающую в себя нравственный, правовой, гражданско-патриотический, экологический воспитательный процессы;

4) организацию культурно-досуговой, познавательной и иной деятельности.

В числе основных приоритетов в работе органов прокуратуры следует выделить в первую очередь необходимость более широкого использования в этих целях координационных и надзорных полномочий.

3. И третье направление профилактики связано непосредственно с выявлением и пресечением правонарушений.

Хочу напомнить, что в целях оперативного реагирования на складывающиеся криминальные тенденции в подростковой среде Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой всем прокурорам предписано осуществлять ежемесячный анализ состояния преступности в этой сфере, давать своевременную оценку эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, регулярно проводить проверки исполнения органами внутренних дел требований Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». По результатам анализа направлять руководителям органов исполнительной власти информацию, содержащую выводы и конкретные предложения, а также предпринимать исчерпывающий комплекс мер по осуществлению прокурорского надзора за расследованием рассматриваемых преступлений.

Анализ результатов надзорной деятельности по Южному федеральному округу сегодня в полном объеме был сделан в докладе начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ по Южному федеральному округу Вячеславом Викторовичем Конушкиным. Он совпадает с общероссийскими тенденциями. Повсеместно в России прокуроры отмечают отсутствие должного межведомственного взаимодействия между органами и организациями (учреждениями) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ослабление ведомственного контроля со стороны руководителей соответствующих органов. Присутствует формализм в индивидуально-профилактической работе с неблагополучными подростками и семьями, не обеспечиваются системные меры по раннему выявлению неблагополучных семей, оказанию помощи в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Явно недостаточна координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, анализ состояния законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет констатировать, что до настоящего времени действенная система профилактики сложилась не везде.

Следует отметить, что одной из причин, способствующих совершению подростками правонарушений и преступлений, является неисполнение родителями своих конституционных обязанностей по заботе о детях, их воспитании, защите прав и интересов. В связи с чем, все субъекты профилактики должны быть ориентированы на своевременное выявление таких семей и принятие мер профилактического характера, в том числе, привлечение законных представителей к административной и уголовной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, а также по ст. 156 УК РФ.

Завершая выступление, отмечу что проблема совершения преступлений, как самими несовершеннолетними, так и в отношении них несомненно продолжает оставаться актуальной и острой, а складывающееся положение в сфере профилактики безнадзорности, насилия и жестокости по отношению к детям создает реальные предпосылки для более эффективного задействования всех кадровых, интеллектуальных и информационных ресурсов для решения проблем детского и семейного благополучия.

Исходя из целей государственной политики в данной сфере акцент сегодня должен быть сделан на профилактику и комплексный подход.

Именно консолидация усилий всех заинтересованных государственных и общественных структур, их взаимодействие и слаженная работа определяют основные подходы и приоритеты защиты прав ребенка и семьи в целом.




1.Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества: монография / П.В. Агапов, Г.В. Антонов-Романовский, В.К. Артеменков и др.; под общ.ред. Р.В. Жубрина; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2016 – 656 с.




      СПбЮИ (ф) АГП РФ 2007 - 2017