ИНТЕРВЬЮ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТНИКА ЮСТИЦИИ 2 КЛАССА Г.В.ШТАДЛЕРА
СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЕ "ЛИТЕЙНЫЙ 44" №16 ЗА 2014 ГОД

С недавних пор наш институт живет под новым руководством. Директором СПб ЮИ (ф)АГП РФ является Герман Владимирович Штадлер. О регалиях и службе генерала каждый из нас уже имеет представление. Мне, как журналисту, захотелось больше узнать о директоре как о личности, а также узнать и поделиться с читателями планами на будущее в отношении института. Герман Владимирович нашел время для интервью и в живом диалоге ответил на интересующие нас вопросы, подготовленные совместно со студентами 2 курса Ильей Павленко и Александром Находкиным (Редакция студенческой газеты "Литейный, 44").  

Здравствуйте! Спасибо, что нашли для нас время и согласились рассказать о себе. Уже в начале учебного года мы заметили некоторые изменения в нашем институте. На Вас, как в принципе на любое новое лицо в системе, возлагают большие надежды, все ожидают каких-либо новшеств. Скажите, пожалуйста, каким Вы видите институт сегодня, и каким мы сможем увидеть СПб ЮИ (ф) АГП РФ завтра?
С точки зрения коллектива, да, несомненно, я – новый человек, но о жизни института знаю не понаслышке. По долгу службы с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, мне приходилось сотрудничать и раньше. На сегодняшний день в нашем институте проделана огромная работа по стандартизации учебного процесса по всем правилам, которые установлены Министерством образования РФ. Написана и утверждена программа магистратуры, которая заработает в следующем году, также усовершенствованы программы бакалавриата и аспирантуры.Кроме того, в настоящее время мы смещаем акценты в направлении совершенствования научно-практической деятельности, в том числе в вопросах сотрудничества с коллегами из других регионов и государств. Совсем недавно состоялась конференция с представителями прокуратуры Казахстана, где мы с коллегами поделились опытом. На днях нас посетила делегация из Верховной прокуратуры Китая, а в конце октября была проведена научно-практическая конференция "Зашита прокурором конституционных прав граждан в жилищно-коммунальной сфере", в которой принимали участие ведущие ученые нашего вуза, а также по видеоконференцсвязи практические работники со всех прокуратур Северо-Запада Российской Федерации, главного управления Генеральной прокуратуры РФ. В ноябре планируется еще более масштабное мероприятие, приуроченное к 150-летию судебной реформы России, где в форме конференции будут обсуждаться проблемные вопросы о роли прокуратуры в развитии правовой и судебной системы нашего государства. Все это, несомненно, важно как для развития юридической науки в целом, так и для практических работников. Для прокурорской деятельности просто необходимо аккумулировать все позитивные моменты, анализировать проблемные вопросы и, на основе этого анализа, разрабатывать новые методики для осуществления надзора. Именно такое взаимное проникновение науки и практики позволяет создавать новые подходы в профессиональной деятельности прокуратуры. Плюс ко всему, для студентов - это ценная информация из первых уст, которая только положительно будет влиять на ваше понимание будущей работы в органах. Кроме того, такого рода события повысят не только рейтинг Академии, но и уровень подготовки кадров на базе института.


Научная деятельность, безусловно, важный и неотъемлемый процесс. У нас сами студенты занимают довольно активную позицию в этом отношении, существуют кружки, проводятся олимпиады, конференции, привлекаются студенты юридических факультетов других вузов. Но помимо такой научной занятости, мызанимаемся творчеством. У нас проводятся мероприятия различного характера, где каждый желающий может проявить себя. Поддерживаете ли Вы такую в не учебную  деятельность студентов? Существует такая позиция, что это мешает, а порой и препятствует учебному процессу, и, как будущим работникам органов, нам это ни к чему.

Я не могу согласиться с этим мнением. Творчеству всегда и везде есть место. Даже в военное время без подобных позитивных и культурных моментов люди просто не смогли бы выстоять и победить. Тем более, сегодня мы говорим о студенческой жизни в нашем великом городе, который пронизан духом творчества. Что касается всей вашей художественной деятельности в различных направлениях, то, безусловно, это движение должно продолжаться и иметь дальнейшее развитие. Я был на многих выступлениях наших студентов, даже, будучи прокурором субъекта, приглашал ребят выступать на площадках прокуратур, и они просто произвели фурор. Так, что касается меня, как руководителя, то я только "за" и всеми законными способами всегда поддержу все ваши творческие порывы, постараюсь оказать необходимое содействие. Такая форма самореализации студенческой молодежи в нашем институте необходима.


Интересно тогда узнать, в связи с таким трепетным отношением к самодеятельности, каким Вы были в студенческие годы: только учеба или хватало времени на что-то еще?
Я был абсолютно активным молодым человеком, таковым и сегодня остаюсь по духу. Всегда приветствовал общественную деятельность, начиная с научных кружков. В студенческие годы был режиссером университетского театра, сам ставил и играл, занимался поэзией, спортом, параллельно со всем этим багажом окончил государственный университет с красным дипломом. То есть жил полноценной студенческой жизнью, и одно другому не мешало. Счастлив, что все это имело место в моей биографии. Как я успевал? Просто грамотно планировал учебное и свободное время.


Наверняка, есть какой-нибудь интересный случай из Вашей насыщенной студенческой жизни, которым Вы можете поделиться с читателями?

Сразу вспоминается студенческий театр. Мы ставили сатирическую комедию "Клоп" по В.В. Маяковскому. В постановке есть интересная сцена "свадьбы". Мы как актеры-самоучки старались добиться максимального соответствия реальности: жених, невеста, гости, столы, гулянка. В стиле Маяковского нужно было показать, что идет полное веселье, все действующие лица в определенном состоянии. Смотрели наше представление весь преподавательский состав, студенты, одним словом, зал был забит. Мы играли очень проникновенно: никакого алкоголя, конечно, не было, только пили воду из стаканов, но по-актерски выкладывались на все 100. После спектакля началось расследование. Возникло много вопросов о том, кто принес водку, почему ее распивали прямо на сцене, уже даже предлагалось закрыть наш театр, поскольку он якобы подрывал репутацию учебного заведения. Потом все разобрались, что у нас на столах была простая вода, а мы настолько, вжились в роли и сыграли пьяных людей, что все поверили в это по-настоящему. Мы до сих пор при встречах с однокурсниками вспоминаем этот случай, и нам греет душу тот факт, что с точки зрения актерского профессионализма, мы сделали свое дело на "отлично". Конечно, наша труппа доказала свою невиновность: бутылки забирали чуть ли не на экспертизу, вызывали на советы, отчитывали, грозили исключением, но все закончилось без негативных последствий.


А чем и как, по Вашему мнению, можно мотивировать студента на хорошую учебу? Материальный вопрос тут отпадает, так как стипендия совсем маленькая. Что мотивировало лично Вас?

Я бы даже не брал в расчет, в первую очередь, материальную сторону. Это не то, для чего необходимо учиться хорошо. Знания, добытые своими руками, позволяют впоследствии добиваться всех поставленных целей. В мое время такой вопрос даже не стоял. Я учился для того, чтоб реализовать себя достойно в работе. Изначально знал, куда я пойду по окончании вуза, и что от меня будет требоваться. Мне было бы досадно, проучившись 5 лет, выйти из университета без достаточного багажа знаний. При трудоустройстве всегда существует большая конкуренция, и именно поэтому, я старался выкладываться по полной, чтобы иметь определенные перспективы. В нашем вузе, подчеркну, в ведомственном вузе, на мой взгляд, с момента поступления, уже автоматически должна срабатывать эта мотивировочная позиция. Во-первых, каждый должен понимать, что потом придется трудиться в органах прокуратуры. Здесь должен возникать вопрос: смогу ли я, не упав в грязь лицом, должным образом исполнять свои обязанности? Во-вторых, каждый должен понимать, а хватит ли ему полученных знаний для реализации себя на такой должности? Ведь работник прокуратуры - это универсальный юрист, который должен уметь разбираться во всех отраслях юриспруденции и успевать делать все возложенные на него обязанности. Учиться "от звонка до звонка" - это мало, нужно суметь удержаться на рабочем месте, вкладывая все свои навыки и умения. Придя на практику, вас фазу погрузят в дела, а что-то учить или наверстывать будет уже некогда, поэтому ту базу, которую предоставляют вам сейчас, нужно сразу максимально впитывать в себя. Мне кажется, в этом вопросе студентам следует немного изменить свою психологию. Важно за время обучения заложить в себе потенциал, чтобы дальше он помогал личностному развитию, уделять как можно больше внимания именно закладке образовательного фундамента, а не думать о какой-то материальной выгоде.


В Вашей копилке множество достижений, и, полагаю, что поставленные цели были достигнуты, но и при этом Вы продолжаете к чему-то стремиться. Каков, с Вашей точки зрения, главный секрет (формула) успеха?

Формула  успеха - это вряд ли какая-то определенная установка, которую можно кому-то передать, обязать к использованию, наверное, у каждого она своя, так как мы все идем именно по своему определенному жизненному пути. Лично у меня это системный подход ко всему, начиная с планирования дел, заканчивая документами, которые находятся в производстве, и целеустремленность. Я всегда иду к конечной цели, как "торпеда". При этом всегда вопросы старался решать профессионально, и считаю, что во всех случаях без исключения необходимо оставаться порядочным человеком. Скорее всего, это мое кредо.


Как и любой человек, Вы, наверное, тоже сталкиваетесь с каким-либо негативом. Каковы Ваши способы решения проблем, борьбы с рутиной и неприятностями?
Этот вопрос тоже индивидуальный, и от проблем никто не застрахован. Я стараюсь просто быстрее перейти к позитивному и переступить через черную полосу. Просто, как можно скорее, переделать "минус" на "плюс", чтобы не концентрировать на отрицательном свои силы, не тратить энергию на то, что можно обернуть для себя в положительную сторону.


На что Вы с удовольствием тратите свое свободное от работы время? Или рабочий момент и есть Ваша жизнь?
 Как и у всех, у меня бывают выходные, праздники. Я в студенческие годы не сидел на месте, и сейчас, так же по возможности, стараюсь дома не оставаться. У нас есть неформальные объединения сотрудников правоохранительных органов. К примеру, я вхожу в клуб генералов Северо-Запада России. Мы собираемся, общаемся, играем в бильярд, занимаемся спортивной стрельбой, между собой проводим соревнования, увлекаемся рыбалкой, охотой. Так что, предпочитаю активный отдых.


 Чтение снова становится модным среди молодежи: читают сейчас все, начиная с классиков, заканчивая непризнанными современнымиавторами. "Вконтакте" очень популярны посты "10 книг, которые изменят жизнь", "20 книг, обязательные к прочтению" и тому подобное. Какую книгу Вы могли бы порекомендовать к прочтению? Почему? Что полезного там можно найти?
Если исходить из данного контекста, то я склоняюсь к тому, что учиться нужно на поступках великих людей. Абсолютно в этом убежден, так как каждый из нас имеет определенную планку, но у кого-то она была значительно выше. В этом плане я очень люблю мемуары, не только читаю, но и коллекционирую. Очень интересные мемуары В. Черчилля, Т. Рузвельта, Ж. Ширака, М. Тэтчер; познавательны работы И.В.Сталина, которые позже подвели под этот жанр. Если почитать жизнеописания этих людей, их биографии, мемуары, а потом и самому вникнуть в то, как искусно они могли управлять той или иной ситуацией в глобальных масштабах, то, несомненно, возникает желание стремиться ких уровню мышления. С одной стороны, это такие же простые люди, но именно их отношение к жизни, их системность и виденье проблем изнутри, позволяли им вершить историю и становиться лидерами той или иной эпохи. Меня всегда интересовали различные исторические события, которые возникали в мире, ведь это неотъемлемая часть для понимания настоящего и возможности прогнозировать будущее.


Я в диалоге упомянула социальную сеть, такую как "Вконтакте". На самомделе их огромное множество: "facebook", "instagram", "tmbler", простые чаты и форумы. Интересно Ваше отношение к нахождению в социальных сетях следователей и прокурорских работников. Совсем недавно у нас была целая дискуссия со студентами на эту тему, в которой сторона "против", как ни странно, победила.
Что касается социальных сетей, то, безусловно, вами, как студентами, они должны использоваться: это и средство общения, и познания мира. При этом каждый должен понимать, что с того момента, как только вы поступите на государственную службу, необходимо будет максимально повышать планку своей ответственности. Поскольку возникают определенные ограничения, касающиеся распространения служебной информации и морального облика человека в погонах. Выложенные в социальные сети фото сначала в погонах, а потом во фривольном виде, всегда вызывал шквал негодования граждан, которые считали, что такие действия порочат систему прокуратуры в целом. Конечно, в таких вопросах прокурорскому работнику необходимо быть крайне осторожным и щепетильным. Кстати, эти ограничения оговариваются при приеме на службу и в контрактах, также при принятии присяги прокурора. Я сам не веду такую социальную сетевую деятельность, потому что знаю, как это может негативно отразиться не только на мне, но и на имидже государственного учреждения.


У меня всегда припасен вопрос. Его я задаю, по возможности, как раз старшему поколению. Просто интересно Ваше мнение. Некоторые считают наше поколение утопией, другие, наоборот, что мы - дети будущего. Как Вы относитесь к сегодняшней молодежи?
Я точно не отношусь к мнению первых. У любого поколения есть свои "плюсы" и "минусы". Я вижу достаточно много ярких личностей и в вашей общности, да и вообще везде. Вы более развиты, у вас больше информации, больше возможности реализовать себя. И это абсолютно нормально. Так было всегда: одно поколение не похоже на другое, но это же не является каким-то изъяном. Единственное, что, по моему мнению, у некоторых из вас присутствует, так это определённый эгоизм. Поколение-прагматиков с превалированием личной выгоды. В нас такого не было, честно. Нас учили трудиться на благо государства, всего общества, да и по сей день, мы следуем этим канонам. Вот эту форму эгоизма - "как лучше будет лично мне", необходимо было бы трансформировать в "а что лучшего можно сделать для других?"


И напоследок, что бы Вы пожелали на будущее нашим читателям?
Не оставаться равнодушными к институту, развивать и расширять со всех сторон нашу деятельность, принимать непосредственное участие во всех интересных начинаниях и инициировать собственные проекты. Просто не быть пассивными. Стараться делать больше позитивного. И никогда не сдавать свои позиции.


Спасибо большое Вам за открытый диалог. Беседовать Вами было очень приятно и поучительно. Надеюсь, что наше сотрудничество в дальнейшем будет только развиваться.
Материал подготовила Виктория Лейман, 3 курс.



      СПбЮИ (ф) АГП РФ 2007 - 2015